Антропология преподобного Иустина (Поповича)


 

 

Христиане проводят свою короткую жизнь на земле, как бы находясь перед Страшным Судом Христовым. Вся история мира от начала до конца – дар веры Христовой, и в этой вере содержится истинное знание смысла существования. Христианин, чувствуя себя вечным, еще на земле живет вечной жизнью, живет вечным и богочеловеческим во все дни, часы и минуты своей жизни. Каждый момент его жизни – крупица вечности, и все его существо связано с богочеловеческой вечностью Христовой. Нет сомнения, что начало и конец и все существующее между ними находится во власти Божией. Насколько человек возводит свой ум к Богу посредством веры, Святых Таинств и добродетелей, настолько тот преобразуется в ум Христов (1 Кор. 2:16), в соборный ум Церкви, и настолько ясным становится для него эта истина и все Таинства Божии, связанные с ней.

Христианин живет в этом мире, но, как находящийся перед Страшным Судилищем, он измеряет себя и каждый свой помысл, чувство, слово и дело мерилом Суда Христова. Он все оценивает и судит мерилом Страшного Суда. Человеческому уму невозможно предвидеть или узнать время конца света. Необходимо, чтобы сбылось все, предопределенное Богом, и только тогда придет конец света, поэтому все человеческие домыслы о конце света всегда неточны: прежде всего никто из людей не знает и не может знать, сколько миллионов человеческих существ должно родиться на земле по предвечному замыслу Божию до того, как придет конец света.

Каждое человеческое существо — это такое таинство, которое от начала до конца ведомо только Богу. Мы, люди, подобны каплям огромного океана, берега которого не может узреть человеческий глаз. Поэтому и Бог Слово стал человеком, чтобы возвеличить человека, чтобы сделать его бесконечным и даровать ему посредством веры новое знание о мире и о своем предназначении. И мы, христиане, через веру в Богочеловека познаем смысл и конец мира и человека. Богочеловек даровал нам все необходимое для верного и безошибочного движения по дороге, ведущей к концу света, к Страшному Суду, ко Дню Господню. И мы знаем, что день пришествия Христова придет неожиданно, как тать в нощи, чтобы мы всегда были готовы и непрестанно бодрствовали. Всю нашу жизнь в этом мире мы должны бодрствовать, горя негасимым огнем веры, любви, молитвы и остальных святых добродетелей, чтобы просвещенными достичь Дня Господня.

Христианин должен в этом мире каждый день своей жизни превращать в день Господень, исполняя его евангельской правдой, истиной, любовью и каждым евангельским совершенством. Только так последний и страшный День Господень будет не страшным, но радостным и блаженным. Последний день мира будет Днем Господним в полном смысле этого слова: он покажет, какими должны были быть дни человеческой жизни на земле. И Господь показал это Своей жизнью на земле. Каждый наш день, если он связан с Ним через Церковь, где совершаются Святые Таинства, а также через евангельские добродетели – это день Господень. Таким образом, наши дни становятся днями Господними, если в нашей жизни на земле мы всем своим существом живем в Господе, укрепляясь Святыми Таинствами и совершенствуясь евангельскими добродетелями.i

Человек — единственное во всех мирах существо, распростертое от рая до ада. Проследив за человеком на всех путях его, мы увидим, что все пути его ведут или в рай, или в ад. Нет ничего в человеке, что бы не завершалось или раем, или адом. Диапазон человеческих мыслей, человеческих чувств, человеческих настроений шире по сравнению даже и с ангельскими, и с диавольскими. С ангельскими — потому что человек может опускаться вниз к диаволу; с диавольскими — потому что он может подниматься вверх к Богу. А это значит: и зло, и добро человеческие беспредельны, вечны, поскольку добро ведет в вечное царство добра — в рай, а зло ведет в вечное царство зла — в ад.

Все возможно человеку, который всем сердцем, всем существом, всей душой верит в Богочеловека Господа Христа, во всемогущество Его. Что такое человек? С духом нечистым — слабость и немощь, с Богочеловеком — сила и всемогущество. Эта Богочеловеческая сила делает человека настоящим человеком, таким, каким он должен быть, и с какими возможностями и целью его и создал Бог. На деле, Богочеловек — это настоящий человек, нормальный человек. Этой нормальности достигает любой человек путем обогочеловечения с помощью веры в Богочеловека. А это значит: с помощью жизни Богочеловеком и ради Богочеловека. Если у человека нет веры в Богочеловека, его любой грех низвергает в вечную смерть.

«Все возможно верующему» (Мк 9, 23) — вот, это вся новозаветная антропология, вся новозаветная наука о человеке. Человек над всем, выше всего: выше греха, выше смерти, выше диавола, выше времени и пространства, выше тления, весь выше мира, весь в Боге, весь — бог по благодати, весь в вечности, ибо весь в богочеловечности. Нет более радостной и действительной антропологии, чем евангельская. Бог дает все человеку, который себя вверяет Богу верой. Бог Логос весь предал Себя человеку, весь стал человеком, чтобы человек всего себя предал Богочеловеку, и так стал бы — весь бог по благодати. От человека требуется столько же, сколько ему дается. Больше того: все оставлено на волю человека: «если сколько-нибудь можешь веровать» (Мк 9, 23). Если скажешь решительно: могу — сразу тебе принадлежит и это: «все возможно верующему» (Мк 9, 23).ii

Человек — всегда вечное существо, хочет он этого или нет. Через все, что есть его, струится какая-то загадочная вечность. Когда творит добро, какое бы то ни было добро, человек вечен, поскольку любое добро своим самым глубинным нервом связано с вечным Божественным Добром. И когда творит зло, какое бы то ни было зло, человек тоже вечен, поскольку любое зло своей таинственной сущностью связано с вечным диавольским злом.

Никогда человек не может себя свести к существу конечному, преходящему, смертному. Как бы он ни хотел, человек не может совершить полное самоубийство, поскольку акт самоубийства является сам по  себе злом, и как таковой переносит душу самоубийцы в вечное царство зла. По самой природе своей человеческое самоощущение и самосознание бессмертно, непреходяще, вечно. Самим существом своим человек осужден на бессмертие и вечность. Только это бессмертие, эта вечность может быть двоякой — доброй или злой, Божией или диаволовой. Человеку оставлена свобода и право выбирать из этих двух бессмертностей, из этих двух вечностей. Он может выбрать одну или другую, но не может отречься бессмертия и вечности, ибо его существу предопределены бессмертие и вечность. Он не располагает ни внутренним органом, ни внешним средством, с помощью которых мог бы устранить из себя или уничтожить в себе то, что бессмертно и вечно. Для такого дела он должен был бы иметь нечто бессмертнее бессмертного и вечнее вечного. А он этого не имеет.

Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным и сложным образом. Мозг – какие чудесные тайны совершаются между его материей и душой. Сколько ни было бы опыта у рода человеческого, никак эти тайны не могут быть ни поняты, ни осознаны. Только немногие из них доступны человеческому чувственно-разумному познанию. Точно так же и сердце человеческое – все оно соткано из небо-земных тайн. Так же сотканы и всякая клетка в теле людском, и всякая молекула, и каждый атом. Всё и вся – на своем таинственном пути к Богу, к Богочеловеку.

Ведь материя сотворена Богом Логосом, и тем самым она богоцентрична. Своим пришествием в наш земной мир и своим цепокупным богочеловеческим домостроительством спасения мира Господь Христос наглядно показал, что не только душа, но и материя сотворена Богом и для Бога; показал, что есть Богочеловек. Ведь сотворенная Богом Логосом материя всем своим внутренним нервом – богостремительна и христоцентрична.

Очевидным доказательством этого является то, что Бог-Слово стал плотью, вочеловечился (Ин. 1:14). Тем самым материя была удостоена божественного величия и вошла в благодатно-добродетельный подвиг обогочеловечения, охристовления. Бог стал плотью, вочеловечился, чтобы, став человеком, все тело приняло в себя Бога, исполнилось Его чудотворных сил и мощи, С Богочеловеком Господом Христом, с Его телом вся материя направилась Христовым путем: путем обогочеловечивания, преображения, освящения, воскресения, вознесения к надхерувимской славе и вечности. И все это бывает, и все это сбывается через богочеловеческое тело церкви, которая и есть Богочеловек Христос во всецелой полноте своей богочеловеческой личности, полноте «Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Этой богочеловеческой своей жизнью в церкви тело как материя, как вещество освящается Духом Святым и тем самым отроичивается Пресвятой Троицей.

Так материя постигает свой высший божественный смысл и цель, свое вечное блаженство и свою богочеловеческую бессмертную радость. Святость святых, святость их души и их тела имеет своим источником их ревностную благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким образом, святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа.iii

Когда начинается человеческое бессмертие? Начинается от его зачатия, в утробе матери. А когда начинается для человека рай или ад? Начинается от его свободного самоопределения за Божественное Добро или за диавольское зло: за Бога или за диавола. И рай и ад для человека начинаются здесь, на земле, чтобы после смерти продолжиться вечно в иной жизни, на том свете. Поэтому Спаситель определенно и ясно говорит о вечной жизни и праведников, и грешников — праведников в раю, а грешников в аду.

Человеку дана безмерная творческая сила, сила, чтобы создавать в себе вечность такую, какую он хочет. В этом ужасная величественность человеческого существа. В этом проклятие и благословение. Дивно и страшно быть человеком, поскольку человек во всем и всяком бессмертен и вечен. Вечен и по телу, потому что и оно воскреснет в день Страшного суда.iv

Мы, люди, живем в мире двойной реальности — физической и духовной. Рассматривая материю и душу как реальность, не объявляем ли мы призраки реальностью? Как бы мы ни старались удостовериться в реальности материи и духа, наша человеческая мысль и наши человеческие ощущения свидетельствуют об одном, только об одном: и материя, и дух сотканы из чего-то, что похоже на тень и на сон. А все то, что мы называем вещами и существами, состоит из той же материи, из которой и сон. И этот наш земной мир реальностью своей напоминает сон, который кому-то снится. И мы, люди – часть этого космического сна , движемся в этом мире как тени среди теней, как призраки среди призраков, как привидения среди привидений.

Но мысль человеческая, природа которой фантастичнее даже самой природы сна, неустанно вопрошает: что же это материю делает реальностью, а что это душу делает реальностью? И материю, и душу делает реальностью только всемогущий Творец всех реальностей — Бог Логос. Таков евангельский ответ человеческой мысли, единственный ответ, который для нее означает истинное благовещение.

Все существующее настолько реально, насколько имеет в себе Логосные силы. Реальность, по сути, не что иное как логосность.

То, что природу делает природой и человека человеком, и душу душой, и материю материей, и небо небом, и землю землей, и жизнь жизнью, и существо существом — логосность.v

Человек является настоящим человеком единственно с Богом, единственно как Богочеловек; другими словами: человек является настоящим человеком единственно с безсмертностью, то есть через победу над смертью, преодолением всего смертного и всякой смертности.

  1. Попович Иустин, архим. Толкование на 1-е соборное послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. Москва, 2000 г., стр. 128-130.
  2. Попович Иустин, архим. Толкование на Евангелие от Матфея. Машинопись, 2002 г., стр. 30.
  3. Вестник РХД. № 166 (III)1992., стр.3.
  4. Попович Иустин, преп. О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Минск, 2001г., стр.34.
  5. Попович Иустин, преп. О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Минск, 2001г., стр.14,15.

About sooteris kyritsis

Job title: (f)PHELLOW OF SOPHIA Profession: RESEARCHER Company: ANTHROOPISMOS Favorite quote: "ITS TIME FOR KOSMOPOLITANS(=HELLINES) TO FLY IN SPACE." Interested in: Activity Partners, Friends Fashion: Classic Humor: Friendly Places lived: EN THE HIGHLANDS OF KOSMOS THROUGH THE DARKNESS OF AMENTHE
This entry was posted in religious themes. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Please log in using one of these methods to post your comment:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.